Мои статьи [92]

  • Органы госвласти России
  • Органы областной власти
  • Официальный сайт района
  • Сайт газеты «Маяк»"
  • Гос. пр. "Доступная среда"
  • Горшеченско казачество
  • Донское казачество
  • Храм п. Горшечное
  • Храм с.Ср. Апочки
  • Календарь событий
  • Ваш IP адрес:
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Создать сайт
  • Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    От Понырей до Берлина

    - Ну что, Брагин, говорят у тебя день рождения? Принимай тогда вот подарок, - с этими словами командир подвел  молодого наводчика к 122-миллиметровой гаубице, - целься и не промахивайся, помни: если ты не уничтожишь врага,  он может уничтожить тебя.

    Тогда, в марте 1943-го, Евгений Брагин  и представить не мог,  что  вот с этим фронтовым  «подарком»  пройдет он всю войну: от первого боя под Понырями до последнего - в Берлине, в  2 километрах от рейхстага.

    В артиллерию Евгений Ива           нович Брагин попал, можно сказать, случайно: так распорядилась солдатская судьба.  Первый раз его и погодков-односельчан 1924 года рождения вызвали в военкомат в начале лета 1942 года. Но поскольку им в то время еще не было  восемнадцати, отправили домой - до особого распоряжения. Период фашистской оккупации отодвинул это «особое распоряжение»  до февраля 1943-го.

    - Во время оккупации приходилось скрываться от немцев и полицаев, - вспоминает Е.И. Брагин.

    Молодежь фашисты угоняли на работу в Германию, и семнадцатилетние парни были первыми претендентами на это.

    - Однажды нас все-таки поймали, привели к хате, где располагалась немецкая комендатура. От фашистской неволи спас  односельчанин. Его, вернувшегося с фронта без ноги, оставили караулить нас. Увидев, что немцев поблизости нет,  он скомандовал: «Бегите, пацаны!».

    …В конце января 1943 года Быково было освобождено от немцев. Первыми в село въехали советские танки.

    - В боях за Быково погибло много наших солдат, но и фашистов было уничтожено немало. Около 300 немцев были захвачены в плен. Их пригнали в здание школы, а нам, нескольким местным парням, выдав оружие, доверили их охранять, - вспоминает свое первое «боевое задание» Е.И. Брагин.

    В феврале 1943 года  он был призван на фронт.

    - Пешком добрались до Касторного, а здесь  бомбежка. Нас отпустили по домам, приказав явиться через два дня.

    Через два дня Евгений Брагин и еще четверо быковских и пятеро ключевских парней  были отобраны в 208-й артиллерийский полк 4 корпуса 5 артиллерийской дивизии. Кто-то из них попал здесь в разведчики,  кто-то в связисты. Е.И. Брагину солдатская судьба определила быть наводчиком артиллерийского орудия.

    - Из нас десятерых только пятеро дожили до Победы, а остальные погибли во время войны.

    Боевой путь артиллериста Брагина начался на северном фасе Курской дуги  под Понырями. Сюда  они попали весной 1943 года.

    - Сначала здесь тихо было, - вспоминает Е.И.Брагин, - стояли в обороне, изучали артиллерийские «премудрости», занимались огневой подготовкой. Но даже нам, неопытным солдатам, было понятно: это затишье только временное, судя по огромной подготовке, которая велась -  впереди здесь большое сражение и тяжелые бои.

    «В ночь на 5 июля (примерно в 22 часа) на участке 13-й армии при разминировании минного поля был захвачен немецкий сапер. Он показал, что их войска перейдут в наступление в 3 часа и что они уже заняли исходное положение.

    Пока у командующего войсками фронта шло обсуждение полученных сведений, штаб артиллерии уже отдал все нужные предварительные распоряжения командующим артиллерией армий и командиру 4-го артиллерийского корпуса прорыва. Артиллерия была приведена в полную готовность». (Надысев Г.С. «На службе штабной»).

    Генеральное сражение с фашистскими полчищами на Курской дуге началось 5 июля 1943 года в 2 часа 20 минут артиллерийской контрподготовкой.

    - В два часа ночи  раздался крик «К бою!». Мы  быстро заняли свои места у орудий, - вспоминает события 70-летней давности Е.И. Брагин. -  Команда «Огонь!» никого не застала врасплох. На огневых позициях все было подготовлено к немедленному открытию огня.

    «Залп 600 орудий, минометов и гвардейских минометов разорвал предрассветную тишину курских полей. 30 минут, не умолкая, громила наша артиллерия вражеские батареи, скопления танков, живую силу и огневые средства. 50 тысяч снарядов и мин израсходовала артиллерия. 

    …В результате артиллерийской контрподготовки, по весьма неполным данным, было уничтожено и подавлено до 100 батарей противника, 60 наблюдательных пунктов, 10 складов с боеприпасами и горючим. Жители освобожденных нами впоследствии сел, а также пленные рассказали, что после нашей контрподготовки по дороге в тыл двинулось множество транспортов с ранеными и убитыми». (Надысев Г.С. «На службе штабной»).

    - Трудно словами описать то, что происходило тогда. Сотни залпов сливались воедино, от непрерывных выстрелов раскалялся ствол орудия. Весь наш расчет (а это семь человек, у каждого из которых была своя задача) был единым целым.

    Массированная артподготовка советских войск внесла существенные изменения в атакующие планы гитлеровцев.  Не сразу, но немецким войскам удалось начать ответный артиллерийский  огонь.  После сильной авиационной и артиллерийской обработки нашей обороны в атаку пошли немецкие танки.

    - Нам поступил приказ -  не отступать, но и не открывать огонь, подпускать танки на расстояние 200 метров. Какой это  был риск для нас,  понимали даже неопытные солдаты. Но у командования был свой расчет.  Как только танки приблизились, из укрытия появились «Катюши». Их огонь уничтожил часть танков, остальные повернули назад.

    Полчищам фашистских вояк в жарком сражении на Курской дуге противостояли сыны Советской Родины, поклявшиеся умереть, но не пропустить врага.

    - В нашем орудийном расчете из семи  человек в живых после сражения под Понырями осталось четверо, - рассказывает Е.И. Брагин.   - В других  потери были еще большими.  Командир одного из орудий, продолжал вести огонь с оторванной кистью руки: сменить его было некому, в живых кроме него в расчете остался только один боец.

    Батарея капитана Г.И. Игишева уничтожила 19 танков, но и все воины батареи при этом погибли.

     «...Величайшую стойкость, превосходную выучку показали артиллеристы. Здесь отличились тысячи бойцов, командиров и политработников, трудно найти слова для характеристики их мужества и героизма. Это об их стойкость разбилась бронированная лавина врага. Это они, артиллеристы, превратили хваленые «тигры» и «фердинанды» в бесформенные груды исковерканного и обгоревшего металла» (Рокоссовский К.К. «Солдатский долг»).

    Фашистские танки метались из одного района в другой, стремясь найти слабое место в обороне наших войск. Каждый день немцы меняли направление своих ударов, найдя, как им казалось, уязвимые места. Но в те дни отлично работала советская разведка. Анализируя полученные данные, командование безошибочно определяло, на каком участке следует ждать основной вражеский удар на следующий день. И за ночь успевали перебросить и развернуть на новом направлении части, взятые с других участков или из резерва фронта. При этом маневр осуществлялся  часто под обстрелом, в очень сложной обстановке.

    Вражеские атаки под Понырями продолжались в течение 7 дней, однако к 12 июля немцы продвинулись на северном фасе дуги лишь на 10-12 километров.

    Советское командование своевременно уловило момент, когда противник стал выдыхаться, и приняло решение о переходе от обороны к контрнаступлению.

    - Особенность Курской битвы в том, что после нее фашисты уже не наступали, а только оборонялись. Мы же с боями начали освобождать нашу землю.

    Освобождение Украины, Белоруссии, Польши,  форсирование Днепра, Одера,  бои в Германии, взятие Берлина -  таковы были дальнейшие вехи фронтового пути артиллериста Брагина. Многое было на этом пути: гибель тех, кто воевал рядом,  тяжелые испытания… В Польше Евгений Иванович был контужен.

    - Можно сказать, заживо похоронен, - вспоминает ветеран. - Находился в окопе, рядом с орудием. Раздался взрыв, и меня засыпало землей, потерял сознание. Спасли меня случайно проходившие недалеко пехотинцы. Они сначала подумали, что я мертв, решили откопать, чтобы взять документы, а то, мол, так и останется боец пропавшим без вести. Как говорят, судьба, видимо, хранила. Спасли. Попал в госпиталь. Но пробыл там недолго. Пришел командир и попросил тех раненных, кто может, встать к орудиям.  Думаю, что же я свою «подаренную» гаубицу брошу? В общем,  ушел из госпиталя…

    Весть о Победе встретил Е.И. Брагин в Берлине. Правда, после последнего «победного» выстрела из своего орудия далеко не сразу вернулся артиллерист на Родину. Два года служил еще в Германии.

    И  только в 1947 году началась для него мирная жизнь и труд на родной земле - то ради чего сражался ветеран, не щадя жизни.

    За ратные заслуги в годы Великой Отечественной войны Е.И. Брагин награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II  степени, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

    Категория: Мои статьи | Добавил: Редакция (19.03.2015)
    Просмотров: 508 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0